Вполне допускаю недоумение читателя, если предложу синоним к прочно вошедшему в наш лексикон слову "евростандарт" - "нестандарт" т.е. полное несовпадение с привычными конструкциями, техническими условиями и, в конце-концов, имеющимся парком отечественных запчастей, узлов и комплектующих. Другими словами, за истекающее десятилетие победоносного проникновения "евростандарта" в санузлы наших горожан четко обозначилась проблема эксплуатационного обслуживания импортной сантехники. У кого-то разбился бачок унитаза, кто-то оторвал рукоятку смесителя, где-то износились уплотнители, а производить замену всего изделия целиком и обидно и дорого (тем более в условиях кризиса). Именно поэтому следует покупать сантехнику от проверенных производителей на сайте mirsant.com.ua, где представлен широкий ассортимент смесителей для кухни и ванной комнаты.
Сегодня необходимы альтернативные структуры, которые смогут ремонтировать импортную сантехнику, то есть, обладающие грамотными специалистами, специальным (если требуется) инструментом и запасом узлов и деталей.
Думаю, что читатель снова удивится, когда узнает, что ни в одной западной стране таких "ремонтных" фирм и структур нет. Это снова чисто российский эксперимент, обусловленный переходом на евростандарты, мягко говоря, в обратном направлении. Если обратиться к практике Швеции, Финляндии или даже Американских городов, то мы увидим, что обыватель изначально занимается не выбором смесителей, водогреев и компактов, а выбором той фирмы, которая:
- сделает проект водо- и теплоснабжения и канализации. - произведет комплектацию всеми сантехническими приборами. - смонтирует все эти трубопроводы и приборы. - обеспечит их работоспособность в гарантийные сроки. - обеспечит послегарантийное обслуживание.
Это идеальная формула для потребителя, т.к. все проблемы, вскрывшиеся в гарантийные сроки - это проблемы подрядчика. Ошибка в проекте, брак в работе монтажника, неправильный подбор сантехники и, в конце-концов, поставка бракованного изделия - это все исправляется без использования средств, времени и нервов заказчика.
Что же помешало развитию ситуации по мировой схеме в нашей стране? Очень просто. Поезд шел впереди паровоза. Торговля предложила обывателю огромный выбор импортной сантехники (десятки стран и заводов изготовителей) за несколько лет до того, как появилась соответствующая техническая культура и понимание сути европейских стандартов в части, касающейся инженерных коммуникаций. Горе-бригады сначала ощутили сами изделия и сделали вид, что им все понятно. Процесс пошел по пути "собственных ошибок".
Торговля сантехникой сегодня очень напоминает состояние многолетней ярмарки, когда на прилавки выставлены образцы всех вообразимых и невообразимых изготовителей. Естественно изучить весь этот парк изделий, а тем более обеспечить соответствующим обслуживанием - задача нерешаемая. Если бы потребление импортной сантехники шло строго по классической схеме (проект - монтаж - обслуживание), то многим фирмам-изготовителям пришлось бы уйти с нашего рынка по своей неконкурентноспособности.
Итак, основной фактор, вступающий в конфликт с евро - это наше мышление - самая инертная область перехода со стандартов. Заказчик сам стремится выбрать сантехнику, и сам ее покупает (порою, уже по завершении монтажа трубопроводов). Таким образом, заказчик, а, говоря простым языком, - горожанин, делающий приличный ремонт квартиры снимает ответственность за правильность выбора приборов с подрядчика и берет на себя все хлопоты по возможному браку продукции. Происходит разрыв классической схемы, что удобно всем, кроме пользователя. Начинается замкнутый круг. У всех весомые отговорки. Монтажники жалуются, что продавцы не предупредили, продавцы доказывают, что брака производства нет, а это монтажники не предусмотрели нужные "отклонения от стандарта к евростандарту". После того, как объект сдается, строители умывают руки, а о дальнейшем обслуживании и речи нет.
Более благополучно складывается картина распространения технической культуры и знаний. Должен отметить основательный подход в области обустройства водо- и теплоснабжения финской фирмы "Outocumpu" OY производящей трубы из меди. Эта фирма имеет свое представительство и осуществляет обучение специалистов. Несомненный прорыв в борьбе с безграмотностью совершила Шведская фирма "Gustavsberg" AB, производящая санфаянс и смесители. Тоже самое хотелось бы сказать и про фирму "Grohe", которая на протяжении достаточно большого срока продолжает изготавливать предельно надежные смесители, представленные на сайте mirsant.com.ua.
В текущем году все сантехнические изделия фирм Effepi, Revak, Roca, Welle, Kludi можно купить с приложением гарантийного талона с указанием координат сервисного центра. Пополняется также и список фирм, участвующих в сфере сервиса сантехники.
Отрадно, что представители всех перечисленных фирм-изготовителей проводят регулярные занятия-семенары с продавцами магазинов, торгующих их изделиями.
Итак можно констатировать, что во многих городах сегодня создается первичная инфраструктура, способная решать гарантийные проблемы, произвести фирменный ремонт. Зарождается "слой" грамотных специалистов. Среди фирм-изготовителей определяются лидеры.
Но пока, это еще разрозненные блоки классической схемы "проект - монтаж - обслуживание". Пока еще потребитель самостоятельно бьется за работоспособность импортной сантехники в своей квартире. Хотелось бы дать несколько рецептов против типичных ошибок.
Ни один заказчик, с которым мне приходилось беседовать, не смог назвать значение давления холодного и горячего водоснабжения в его квартире. А эти показатели являются основополагающими, как для проектирования санузла, так и для подбора соответствующего оборудования.
Никогда не поддаваться справедливым повествованиям продавцов, что вся сантехника адаптирована для "наших труб" и для "нашей воды". Это создает иллюзию нецелесообразности установки фильтров и замены трубопроводов. Не нужно забывать, что "наша вода" - это листок бумаги на котором перечисляются значения мутности, содержание хлоридов, фенолов, тяжелых металлов и т.п. Да, к этим параметрам сантехника адаптирована, а вот горсти песка, ржавчины, окалины, отходов от сварочных работ - это уже не вода, а реалии от которых выйдет из строя любая трижды фирменная сантехника. Никакая гарантийная служба в этой ситуации не усмотрит вину завода-изготовителя. То же самое касается и "наших труб". Речь идет о соответствии применяемых резьб и межцентровых расстояний, а не о том, что импортную сантехнику можно ставить на прогнившие трубы, от которых отслаиваются куски ржавчины и попадают в смесители, водогреи или бачки унитазов.
Не надо привлекать к ремонтам людей, далеких от изделий данной фирмы-изготовителя. Не допускайте разукомплектацию изделий от "лишних" деталей. После таких вмешательств стоимость ремонта может увеличиться.
Не надо стараться демонтировать неисправный смеситель и в "бездыханном" виде предъявлять для ремонта, особенно если речь идет о плохом сочетании смесителя с работой газовой колонки. Эти работы могут быть выполнены только в реальных условиях эксплуатации.