Деревянную вагонку, пожалуй, можно смело называть самым популярным из отделочных строительных материалов. Заслужила она свою славу, благодаря простоте монтажа, применения и эксплуатации, а также своей практичности, экологичности и высоким эстетическим характеристикам. Вагонка относится к профилированному строганному погонажу. Как разновидность отделочных материалов она появилась сравнительно недавно. Этот вид отделки применяется для внутреннего декора помещений, а иногда и для внешнего оформления стен. Большую популярность имеет вагонка из кедра для отделки бань и частных домов.
Современный рынок отделочных материалов предлагает широкий ассортимент евровагонок.
Немного истории о деревянной вагонке
Название свое деревянная вагонка получила потому, что первоначально она применялась для обшивки строительных бытовок и вагончиков. Хорошо высушенная и со всех сторон простроганная деревянная доска, имеющая шпунт, заданный профиль и паз для стыковки по всей плоскости широко применялась для временного обустройства помещений, где жили покорители целины, Сибири, Дальнего Востока.
Особенно распространена была отделка вагонкой, выполненной из хвойных пород - ели или сосны. Именно эта древесина наиболее доступна для заготовки, крайне проста в переработке. Она имеет красивую текстуру, поскольку рисунок, который образуют волокна и слои древесины, естественный и не нуждается в улучшении, благодаря особенностям структуры хвойных деревьев. Популярно также производство отделки из лиственницы, березы и других пород деревьев - для каждой местности они свои.
Деревянная вагонка, рисунок, размеры и классификация
Рисунок на доске зависит от расположения древесных волокон, отчетливой видимости годовых колец, разнообразной цветовой гаммы, размеров и разного числа сердцевинных лучей. Иногда он бывает довольно причудливым. Цвет также различается и зависит от наличия дубильных, смолистых, красящих веществ, а также их оксидов, которые содержатся в древесине. На текстуру влияет возраст дерева, состав почвы, особенности климата, в котором рос хвойник.
Размеры доски существенно различаются. Она может иметь толщину от 12 до 25 мм, ширину до 15 см, а в длину достигать 6 м. Деревянная вагонка делится на обычную и евровагонку. Евровагонка производится при строгом соблюдении принятых в Европе стандартов:
12,5 мм толщина, 96 мм ширина с шипом, 88 мм ширина без шипа. .
Увеличенный шип на доске исключает возникновение щелей в отделке, которые могут появиться из-за перепадов температуры и влажности. Отличается евровагонка также наличием воздуховодов - продольной выборки, которая служит для вентиляции, и предотвращает конденсат.
Требование по влажности у нее также жесткое. Она не может превышать 15%. Для транспортировки такой материал упаковывается в специальную защитную термоусадочную пленку. Купить вагонку евростандарта можно с разной формой фасок:
Стандартной, Soft Line - "мягкой линией".
Профиль последней имеет фаски более скругленные. Встречается также дополнительные профили:
блокхаус, американка, ландхау.
Стандартная отделочная доска имеет три категории. A и B отличаются друг от друга способом сортировки. Отсутствие производственных дефектов, а также сучков, или наличие ограниченного количества малых, светлых и живых сучков, - основной критерий категории А. Категория B может иметь сучки, но не выпадающие. Если сучки выпадают, доску относят к более низкому классу C. При упаковке все категории маркируются.