На всех строительных объектах используется цемент или готовые смеси, которые необходимо доставлять для бесперебойной работы. Для транспортировки цемента служат цементовозы, которые имеют специальные цистерны. Имея цементные резервуары, эти автомобили могут транспортировать разнообразные сыпучие вещества такие как: цемент, песок, известь, минеральные смеси, любые сухие смеси и прочие.
Под перевозкой цемента понимают его транспортирование от производителя до потребителя. Потребитель отправляет цемент на склад, и расфасовывают в мешки разного объёма. Для таких целей задействуются транспортные средства, которые называются цементовозами. Цистерны должны быть удобны как для загрузки, так и для беспрепятственной быстрой отгрузки транспортирующих веществ. Вся эта работа происходит по определённой схеме.
Загрузка перевозимого вещества происходит с помощью особого рукава. По нему из накопителя, движение груза, осуществляется самотёком. Для отгрузки груза используется специальное компрессорное оборудование, с помощью которого закачивается воздух в цистерну. В цистерне создаётся избыточное давление, выталкивающее груз из цистерны цементовоза. В наше время производятся цементовозы, которые очень удобны в эксплуатации, и завоевали большую популярность.
Автоцементовозы различают: - по грузоподъёмности - от 35 до120 кН, и свыше. - по способу производимых работ, связанных с разгрузкой и загрузкой.
Автоцементовозы, в зависимости от способа разгрузки и загрузки, подразделяют на 2 типа: а) с пневматической разгрузкой и саморазгрузкой. б) с пневматической разгрузкой без самозагрузки.
Автоцементовоз может загружаться как пневматическим способом, так и гравитационным способом, а разгрузка пневматическим способом. Пневматическим способом она может осуществляться при помощи постороннего компрессора или собственного.
Автоцементовоз, который имеет собственный компрессор, работу производит с двойным режимом. Когда происходит выгрузка груза, компрессор осуществляет работу, находясь в нормальном режиме, а когда происходит загрузка груза, то компрессор перестраивается и работает как вакуум – насос. Этот вид транспорта снабжён сигнализатором уровня, который имеет мембранный тип. Это позволяет не перегружать цистерну и не забивать фильтры.
В автоцементовоз может производиться загрузка цемента из железнодорожных вагонов или же барж, у которых высота достигает до 5 метров с подачей, на достаточно большое расстояние, достигающее до 25 метров. При разгрузке цемента, подача осуществляется на расстояние, достигающее до 50 метров. Эти виды цементовозов используют для работы вместе с грунтосмесительными машинами, а также для перевозки материалов для строительных работ, в том числе и заполнителей асфальтобетона. На территории России Компания МПРК грас калуга является одним из лидирующих заводов по производству газосиликатных блоков. Отличается от конкурентов своим качеством, стабильной ценой, и оперативностью исполнения заказов.
Широкое распространение получил автоцементовоз марки ТЦ-3 (С-853) Конструкция его состоит из тягача, компрессора, цистерны, запасного колеса, рукава, задней тележки, выдвижной стойки. На цистерне сверху имеется 1 или 2 люка для загрузки цемента, или другого сыпучего или жидкого груза. Эти загрузочные люки снабжены резиновыми прокладками и закрываются крышками с помощью рычага, который стягивается винтом и гайкой. Открывается и закрывается люк с площадки обслуживания, которая расположена на цистерне.
В автоцистерне загрузочный люк иногда служит в качестве монтажного люка. Внизу цистерны установлен разгрузочный патрубок, который имеет кран и продувочную форсунку. Кран предназначен для быстрой остановки разгрузочных работ цистерны и для того, чтобы регулировать производительность.
Пневматическое оборудование для разгрузки груза состоит из таких частей как: ротационный компрессор, влагомаслянный отделитель, коллектор с предохранительным клапаном и манометром, система воздуховодов с обратными клапанами и кранами.
В этой модели автоцементовоза установлен компрессор, который находится на тягаче. Компрессор снабжён приводом от двигателя, связанного с коробкой отбора мощности.
Для того чтобы затормозить цистерну – полуприцеп при стоянке, имеется специальный стояночный тормоз. Когда цистерна стоит, её опорой служат 2 выдвижные стойки.
Цементовозы незаменимы при перевозке бестарных грузов.