Для того, чтобы приготовить качественные асфальтобетонные или дегтебетонные смеси, можно использовать песок, как естественного происхождения (т.е. природный), так и искусственный, который получается в результате дробления каменных и шлаковых материалов.
Специальное изготовление искусственного песка сложно и дорого, а количество высевок, получаемых при изготовлении щебня, как правило, недостаточно для удовлетворения потребностей строительства.
Природные пески следует применять крупные и средней крупности. Мелкие пески можно использовать только после обогащения их добавками крупного природного или искусственного песка.
Для приготовления песчаного асфальтобетона или дегтебетона применяют только крупные пески, желательно искусственные. Пески Должны быть чистыми и не содержать более 3% пылевато-глинистых частиц.
Минеральный порошок является весьма важной составной частью асфальтобетона и дегтебетона. Он повышает плотность, теплоустойчивость и водоустойчивость смеси.
В качестве минеральных порошков применяют измельченные известняки, мраморы, доломиты, асфальтовые породы, основные металлургические шлаки.
Лучшие порошки получают при размоле прочных известняков или асфальтовых пород. Качество минерального порошка может быть повышено, если его в процессе приготовления обработать небольшим количеством жидкого битума или дегтя (2-3% по весу). Такая обработка повышает сцепление порошка с битумом и улучшает условия хранения.
Согласно ВСН 93-63 минеральный порошок должен удовлетворять следующим требованиям:
Более крупные порошки допустимы при прочности исходного материала не ниже 400 кг/см.
Минеральный порошок должен быть сухим, рыхлым и не комковаться при хранении.
Пригодность минерального порошка для использования в составе асфальтобетонной или дегтебетонной смеси окончательно устанавливают испытаниями образцов смесей.
Битумы для изготовления асфальтобетона выбирают в зависимости от его вида, а также от климатических и температурных условий его применения.
При выборе битумов необходимо учитывать возможность образования на асфальтобетонных покрытиях тех или иных деформаций в зависимости от температуры воздуха. Асфальтобетоны на битумах малой вязкости при повышении температуры теряют устойчивость, особенно устойчивость против сдвигающих усилий. В результате на покрытии образуются волны и наплывы. Асфальтобетонные покрытия, устроенные с применением битумов высокой вязкости, напротив, устойчивы в летнее время, но приобретают повышенную хрупкость при отрицательных температурах и подвержены трещинообразованию в зимний период.