Воспитание личности старшеклассника критерии эффективности
Общеобразовательная школа всегда стремилась к оценке деятельности учителя и педагогического коллектива в целом. Так, для оценки уровня подготовки учащихся, их информированности используются содержательные показатели, которые заложены в учебных программах и пособиях: контрольные работы, зачеты, экзамены служат проверкой того, в какой степени, как прочно и глубоко усвоил ученик соответствующий материал программы. Специалисты же пытаются разработать единые критерии оценки процесса обучения и воспитательной работы, проводимые в стенах школы.
Критерии оценки деятельности педагогических систем принято делить на внутренние и внешние. Внутренними статистическими показателями уровня функционирования педагогических систем выступают: результаты конкурсов, олимпиад, викторин; уровень успеваемости; сохранение коллектива учащихся на протяжении всех лет обучения. Внешние показатели: куда идут выпускники (какие новые педагогические системы они избирают); как они там адаптируются (каким по времени и качеству является процесс вхождения в новую систему); какое число выпускников и в какой срок достигает высокого уровня деятельности в новой системе; какой процент выпускников и в какой мере в новых условиях занялись самообразованием; в какой степени выпускник и его новые руководители довольны подготовкой, которую ранее получил выпускник.
Эти критерии играли и играют положительную роль в оценке деятельности педагогических систем (и такой как школа), однако их, разумеется, недостаточно, и в плане системного исследования они не могут нас удовлетворить.
Особенность воспитания состоит в том, что здесь речь идет о деятельности, последствия которой трудно предугадать, а добытый результат трудно оценить, не связывая воспитания с той социальной целью, достижению которой была подчинена эта деятельность.
Соотношение между целью воспитания и его результатом представляет собой эффективность воспитания в узком смысле. Все дело в том, что воспитание в динамике – это полифункциональный, многоцелевой и циклический процесс. Его социальный эффект по своему характеру разнообразен, проявления его не всегда очевидны. Важно также иметь в виду, что общий подход к пониманию эффективности, когда за главное берется соотношение между заданным и конечным состоянием объекта воспитания, не может полностью удовлетворить. Понятие эффективности только тогда является научным, практически работающим, когда выражает суть соответствующей воспитательной системы, рассматривая ее объемно, во всей полноте, в параметрах и показателях, охватывающих все разнообразие задач, стоящих перед ней.
Разрабатывая критерии эффективности воспитания творческой личности старшеклассников, следует исходить из того, что воспитание личности будет эффективным, если за цель будут браться не конкретные качества личности, а интегративные. Последнее делает воспитательный процесс комплексным, разносторонним, многогранным.
Также целесообразным считается снижение второстепенных показателей ради достижения главной цели, ибо только тогда можно рассчитывать на успех, когда учитывается весь спектр целей, а не одна из них, какая бы она ни была важна сама по себе, и когда для этого используется весь арсенал самых разнообразных средств воспитательного воздействия.