Процесс подготовки учеников к олимпиадам непосредственно связан с наличием в учебном заведении учителей, которые согласны и способны взять на себя ответственность за работу с талантливыми ребятами. В педагогической практике креативность учителя занимает особенное место. Так как лишь неформальное, творческое отношение к своим обязанностям может дать положительные результаты.
Выделяют несколько этапов олимпиады.
I. Доолимпиадный период
Этот период начинается в начале учебного года. В течение этого времени предполагается работа непосредственно в учебных заведениях, а также внешкольные формы занятий (кружки, занятия отдельных групп и т.д.).
Подготовка включает: 1. Выравнивающие подготовительные занятия на повторение задач прошлого олимпиадного сезона, ввод в группу олимпиадников новых учеников. Эта работа включает как индивидуальные, так и дифференцированные формы. Обязательна также работа в группах. 2. Решение задач I и II этапов предыдущих олимпиад. 3. Проведение занятий в форме «мини олимпиад» для постепенного психологического настроя учеников. 4. Собственно, этап олимпиады.
Школьные олимпиады проводятся в учебных заведениях учителями информатики. Особенности проведения: 1. Участие принимают все желающие. 2. Подбор задач должен быть дифференцированным, то есть включать задания 3-х уровней: - несложные задания репродуктивного характера, которые может решить большинство участников; - задачи, требующие творческого подхода к решению. - условия проведения олимпиады должны максимально соответствовать условиям олимпиады следующего этапа.
Задачи, предлагаемые на школьной олимпиаде, должны учитывать тот материал, который был усвоен на момент проведения данного конкурса по учебной программе, однако, сложность таких задач должна носить олимпиадный характер, определяя умение учащихся логически мыслить, применять программный материал к более сложным заданиям.
II этап олимпиады
Районная (городская) олимпиада. Для того чтобы участники II этапа олимпиады, к которым относятся и учителя, были в максимально одинаковых подготовительных условиях, рекомендуется предварительно провести следующие мероприятия: - семинары-практикумы для учителей по ознакомлению с требованиями выполнения задач второго этапа и уровнем сложности заданий; - заочную олимпиаду, которая проходит в несколько этапов и предусматривает ознакомление учащихся с авторскими решениями предложенных задач.
III этап олимпиады
Областная олимпиада. Этому этапу олимпиады могут предшествовать следующие мероприятия: - семинары-практикумы для учителей-тренеров районных и городских команд для ознакомления с требованиями выполнения заданий III этапа и уровнем сложности заданий; - участие учителей в курсах по решению задач олимпиадного уровня.
Есть олимпиады на уровне страны, международные. Но до этих этапов доходят лишь ученики, умеющие применять свои знания в совершенно неожиданных ситуациях.
С началом нового учебного года, школьники автоматически вступили в первый этап – доолимпиадный - к подготовке к участию в вышеупомянутом конкурсе.
Что ж, желаем всем усидчивости и терпения на пути к новым свершениям в сфере науки!