Среди иностранных производителей бытового отопительного оборудования больше всего у немцев - 16 фирм. Второе место в борьбе за сферу влияния поделили между собой американцы и финны - по 5 компаний. Итальянских и южнокорейских фирм - по 3, еще по 2 - шведских и французских, весь остальной «котельный» мир (Бельгия, Сло-4 вакия, Австрия, Испания, Венгрия, Польша, Греция) . представляют в России «единоличники».
Каждая фирма предлагает от 5 до 20 и более моделей котлов, а всего на прилавках наших магазинов представлено около 500 различных теплопроизводящих «агрегатов»!
На каком топливе должен работать котел
Существует несколько вариантов: на твердом (дрова и уголь), на газе, на жидком топливе (солярка, керосин, дизтопливо) и на электричестве. Есть и комбинированные варианты, «питающиеся» различными видами топлива.
Самыми первыми (еще в XIX веке) появились котлы на дровах и угле. Они безраздельно господствовали в мире аж до 50-х годов нашего века. Сейчас дровяные модели отходят на второй и даже третий план. И не только потому, что с дровами много возни (такие котлы надо все время топить вручную), главное, что ни о какой автоматически работающей системе ото¬пления, обеспечивающей современный городской комфорт, и речи быть не может. Наверное, именно поэтому в Подмосковье котлы на твердом топливе установили в 2005 году только 5% хозяев.
Самое простое и дешевое по «капиталовложениям», конечно, отопление от электрического котла. В этом случае не нужны системы подачи топлива и воздуха, их смешения, не нужны дымоходы. Но эксплуатация электрических котлов, напротив, самая дорогая. Ведь из всех видов энергоресурсов электроэнергия влетает в самую крупную «копеечку». Например, в Центральном регионе эксплуатация электрокотлов примерно в 1,5-2 раза дороже, чем жидкотопливных и в 8-10 раз дороже газовых. К тому же о надежности электросетей в сельской местности у нас только мечтают. Отсюда и потребительское резюме - в 2005 году доля электрокотлов в новых домах Подмосковья составляла всего 10%.
Самыми популярными являются, конечно, газовые котлы - в Подмосковье им отдали предпочтение 50% хозяев новых домов. В первую очередь, конечно, на это влияет низкая стоимость газа.
Но есть причины, которые сдерживают еще большее распространение «газа». Во-первых, магистральные газопроводы есть пока не везде, а только в меньшей части населенных пунктов. Во-вторых, многие магистрали грешат нестабильностью давления (для надежной работы котлов требуется давление газа 180 - 200 мм вод. столба). На практике давление часто падает, особенно зимой, до 150-120, и даже до 100 - 80 мм вод. столба.
Нередко самым оптимальным является применение жидкотопливных котлов.
Нет, бурно радоваться по поводу сделанного выбора рано. Системы отопления на жидком топливе самые сложные, а их оборудование самое дорогое. Для жидкотопливных систем нужен бак с запасом топлива на весь сезон, а это несколько тонн. Во-вторых, необходим топливный фильтр, поскольку очень часто бывает, что топливо загрязнено (частицы песка, смолистые вещества и т.д.). А засорение горелки котла приводит к такому же результату, что и засорение карбюратора двигателя автомобиля - котел, так же, как и двигатель, начинает «чихать», дымить и останавливается.
Остается и зависимость электрической системы управления от электросетей. Но эта проблема успешно решается с помощью автономного дизельного электрогенератора, который обязательно надо иметь в качестве аварийного источника электроснабжения.
Но есть у «жидкотопливников» одно огромное преимущество - они обеспечивают независимость работы инженерного оборудования дома от газовых сетей. Наверное, поэтому жидкотопливные котлы во многих случаях вне конкуренции и спрос на них постоянно растет - в 35% подмосковных коттеджей сегодня устанавливают оборудование именно на жидком топливе.
Кроме 4 основных групп имеются также комбинированные котлы, в которых можно использовать разные виды топлива: твердое и газ, твердое и жидкое, электричество и газ, электричество и жидкое и т.д. Такие комбинации в некоторых случаях полезны.