Статьи: Строительство и ремонт Всё для дома Инструменты и оборудование

Интерьер как искусство. История перевоплащений.

О чем думает человек, обставляя свой дом? Об удобстве, комфорте, красоте, неповторимости его интерьера? А может хозяином движет желание продемонстрировать свой социальный статус или материальное положение? В разные эпохи в искусстве интерьеров по-разному сочетались эти многообразные и противоречивые устремления.

Интерьер домов древних греков не предполагал обилие мебели. Ее было немного, только самое необходимое. Создавали интерьер в основном из дерева, однако известны мраморные и бронзовые образцы. Виды мебели немногочисленны маленькие и большие сундуки для одежды и предметов быта, низкие столики, скамеечки, табуреты и, наконец ложе, которое использовалось не только для сна, но и для трапезы. Особое внимание мастера уделяли ножкам мебели: их делали в форме львиных лап, или копыт. По большой части мебель выглядела ярко: резные орнаменты раскрашивались, часто их дополняла инкрустация из черепашьего панциря, серебра, слоновой кости.
От практичности к великолепию.

Интерьер средневекового жилища включал немного декоративных элементов: стены покрывались светлой краской, иногда расписывались, украшались коврами или декоративными тканями. Полы в средневековых интерьерах настилались трех видов: каменные, деревянные или изразцовые. По ним раскидывали охапки свежей травы или сена. Маленькие узкие окошки в таких интерьерах дополнялись частыми свинцовыми переплетениями, позже на смену пришли витражи. В парадных залах развешивались знамена, геральдические щиты, оружие, доспехи и охотничье трофеи, что придавало интерьеру особый шик. Мебель отличалась практичностью и функциональностью: в сундуках хранили нажитое добро, они же служили сидениями, а иногда и кроватями. Столы представляли собой длинную и широкую, лежащую доску на двух козлах. Сидели за ним на длинной скамье, стулья и кресла встречались только в самых богатых домах. Предметы интерьера довольно ярко расписывались. Постепенно мебель начала копировать различные элементы архитектуры, покрываясь готическим кружевом. К концу Средневековья появились прообразы почти всех видов мебели.

В отличии от средневековых интерьеры эпохи возрождения становятся более разнообразными, хотя мебель по-прежнему довольно скупо украшает помещение и расставляется в основном вдоль стен. В конце XV века получили распространение новые виды мебели: так называемый ренессансный шкаф, возникший из двух, поставленных друг на друга сундуков, дрессуар – посудный шкаф, кабинет – шкаф на высоких ножках. Благодаря балдахину, резным колонкам, дорогим тканям кровати в богатых домах приобрели парадный вид. Возникли первые диваны. Кресла и стулья начали обшиваться кожей, декорироваться тесьмой и бахромой. Благодаря моде на громоздкие юбки было создано особое кресло – какэтез – с узкой спинкой и сидением в виде трапеции, в котором женщины могли удобно расположиться. Стены богатых домов для яркости интерьера покрывались орнаментальными росписями, а в парадных залах – шпалерами. Помещения отапливались огромными каминами. Особым блеском отличались ренессансные интерьеры Испании, на которые повлияла мавританская культура. Приток золота Нового света привел к тому, что предметы из драгоценных металлов стали служить домашней утварью.

Небывалой роскоши искусство интерьеров достигло в XVII веке. Дворцы знати обставлялись с истинным великолепием. Наиболее важными детялями интерьера, особенно пышно оформленными частями дворца считались вестибюль с парадной лестницей, аванзал, главный зал и длинная галерея, в которой часто выставлялись предметы искусства. Великий скульптор и декоратор Бернини ввел в моду облицовку стен цветными породами мрамора в сочетании с металлом, стукко и прочими материалами. В небольших комнатах, особенно спальнях стены, часто затягивались тканями. Высокие потолки декорировались расписными плафонами или лепниной. Все виды мебели покрывались богатейшим декором. Чаще всего это была объемная резьбы с позолотой, использовалась также инкрустация из слоновой кости, черепахи, перламутра. Ножки обрели изогнутую форму. Поверхности шкафов, кабинетов, шкатулок, а также столешницы украшались флорентийской мозаикой, которая представляла собой пейзажи, натюрморты или изображения птиц из прекрасно подобранных по цвету камней. Большую роль в отделке помещения начали играть зеркала, пышно оформленные камины. Во второй половине XVII веке во Франции появились новые формы мебели: высокие напольные часы, письменный стол-бюро, комоды. Причудливость формы, дорогие материалы, обилие декора нередко заслоняли истинную функцию предмета богатого интерьера. Эпоха барокко славна большим разнообразием светильников: подсвечники из фаянса и фарфора, канделябры и многорожковые бра из серебра, золота, бронзы, хрустальные люстры. Большую роль в убранстве домов и дворцов стали играть сугубо декоративные предметы: вазы, статуэтки, блюда. Большим своеобразием отличались убранство богатых испанских домов. Особенно актуальна здесь была строгая мебель из черного дерева, инкрустированная перламутром и слоновой костью, отделанная плоской резьбой и точеными деталями.

От великолепия к практичности.
В XVIII веке интерьеры европейских домов приобретают новые черты. Место огромных величественных залов заняли небольшие уютные салоны. Городской особняк начал делится на парадные и интимные апартаменты. К первым отнеслись прихожая, вестибюль, салон, кабинет и спальня, в которой в те времена было принято по утрам принимать визитеров. Изысканное колористическое решение придавало интерьерам особую элегантность. Стены и потолки окрашивались в светлые, постельные тона. На лепных тягах, рамах картин и зеркал, мебели сверкала позолота. Господствующий в это время стиль рококо тяготел к кривым линиям, округлым или овальным формам, многочисленные зеркала создавали иллюзию бесконечного пространства. Европа XVIII века увлекалась экзотикой, избрав в качестве экзотического идеала Китай. Богатые интерьеры наполнялись китайскими лаковыми изделиями, фарфорам, и шелковыми тканями. Возросшая в обществе роль женщины – светской львицы, хозяйки салонов предопределила появление новых видов мебели, предназначенных для дам, среди которых письменные столики, туалетные столики с откидным зеркалом, секретеры с обилием секретных ящиков без которых интерьер не имел право на существования. Чтобы дамы в огромных юбках чувствовали себя комфортно изготовлялись креста с расширенными сидениями. Изменилась форма предметов: прямую линию в интерьере вытеснила извилистая, волнистая. Тяга к комфорту требовала мягкой мебели, поэтому все, что предназначалось для сидения, стали обтягивать шелком, бархатом, гобеленом. Широко распространились в интерьере столики-консоли. Пышно декорированные, изящно приподнятые на изогнутых ножках, они приставлялись к стене под большим зеркалом.

В XIX веке Европа, отдав дань монументальности и симметрии в начале столетия (стиль ампир), вскоре оказывается во власти электрики. В моду входит причудливое смешивание стилей разных эпох. В соответствии со вкусом владельца дома готическая библиотека следовала с залом в стиле барокко и будуарам в стиле рококо. Часто предметы интерьеров разных исторических эпох благополучно уживались в пространстве одной комнаты. Параллельно с эклектикой во второй половине XIX веке возникает направление, получившее название ретроспектизм. Богатые люди заказывали себе дома в определенном историческом ключе, причем выбранный стиль определял, как и архитектуру, так и его интерьер.

Представление о жилище как о художественно самоценном объекте, с необычайной мощью и великолепием выразившееся в стиле модерн рубежа XIX- XX веков в XX веке уступает место функциональному пониманию жилого пространства. Так в 1920-1930 годах представители всемирноизвестной школы дизайна Баухауз стремились к суровой простоте форм. Именно здесь был создан новый тип пристенной секционной мебели. Предметы интерьера, которые теперь все чаще являются продуктом серийного производства, приобретают черты универсализма. Еще дальше в этом направлении продвигается искусство дизайна послевоенной Европы. Интернациональный стиль, а затем поп-арт предлагают обставлять квартиры многофункциональной, легкой и мобильной мебелью: появляются книжные полки, встроенные шкафы, журнальные столики. Возникшие в последние десятилетия XX века стили хай-тек и минимализм в еще большей степени опираются на лаконичность форм, отражающих динамизм современной жизни.


205 просмотров
Поделиться в социальных сетях
Подписаться на группу ВКонтакте

Теги: интерьер

Читайте также:

Комментарии к статье Интерьер как искусство. История перевоплащений.