Российский гражданский авиапром - рекордсмен по господдержки
Российский гражданский авиапром, основным проектом которого остается региональный самолет Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100), становится рекордсменом по господдержке.
Вслед за докапитализацией "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) на 100 млрд руб. государство готово выделить еще 27 млрд руб. на лизинг.
SSJ - проблемный продукт, но в него уже вложены миллиарды долларов, проект объединил целый ряд сильных лоббистов, поэтому, считают эксперты, будет "вытягиваться любой ценой", отмечает издание.
О новых бюджетных выделениях на поддержку российских компаний, занимающихся авиализингом, сообщил в пятницу замглавы Минпромторга Андрей Богинский. Одобрена докапитализация ОАК на 100 млрд руб., которые предназначены производителю SSJ 100 ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). По словам господина Богинского, дополнительные 27 млрд руб. нужны, чтобы "предоставить" региональным авиакомпаниям самолеты по выгодным рублевым ставкам.
Чиновник пояснил, что мера в первую очередь рассчитана на авиакомпании с основной долей перевозок на внутрироссийском рынке и учитывает "экономические реалии" региональных перевозчиков. Так, сложности с погашением валютных лизинговых платежей еще в конце 2014 года возникли у авиакомпании "Якутия". Компания систематически задерживала оплату лизинговых платежей, из-за чего "ВЭБ-Лизинг" даже временно приостанавливал эксплуатацию двух SSJ 100 и трех Bombardier Q400. Авиакомпании получают выручку в рублях, но вынуждены платить за лизинг в долларовом эквиваленте, и с учетом девальвации рубля ставки выросли на 50% и более. Многие готовы отказаться от иностранных судов в пользу российских, уверяет чиновник, но если ставка будет рассчитана в рублях.
По оценкам господина Богинского, в результате распределения 27 млрд руб. лизинговые компании смогут получить около 50 самолетов в течение ближайших трех лет. В дальнейшем самолеты будут передаваться в операционный лизинг эксплуатантам, господдержка поможет обеспечить приемлемую ставку. Критерии распределения средств еще не сформированы, уточнил чиновник, но приоритет будет отдан тем лизинговым компаниям, которые уже работают с региональными перевозчиками. Непонятен пока и механизм выделения 27 млрд руб.
С учетом дополнительных 27 млрд руб., российскому гражданскому авиапрому одобрен наибольший объем господдержки по сравнению со всеми другими машиностроителями. Большие объемы прямой поддержки, чем авиапром, на сегодняшний день получают лишь банки в рамках программы докапитализации через ОФЗ (почти на 1 трлн руб.).
Источники издания "Ъ", знакомые с ситуацией, отмечают, что столь крупный объем господдержки ОАК, и в первую очередь проекта SSJ 100, "во многом связан с необходимостью вытянуть в условиях кризиса спрос на этот самолет любой ценой, учитывая, что проект уже обошелся в миллиарды долларов". Между тем ГСС, несмотря на все вливания, до сих пор не вышла на обещанный темп производства 60 самолетов в год (в 2014 году выпущено только 37 самолетов). На рыночных условиях потенциальные покупатели получать самолет просто не хотят. Источник в одной из региональных авиакомпаний говорит, что региональные перевозчики не готовы ни финансово, ни технически, ни экономически принять SSJ 100, с учетом средней загрузки на региональном рейсе местному эксплуатанту нужен турбовинтовой самолет емкостью не более 70 кресел (типа Ил-114), тогда как в SSJ 100 - 98 кресел. В итоге, только передача SSJ100 на условиях операционного лизинга и по рублевым ставкам может существенно повысить интерес к самолету.
2693 просмотра |
Поделиться в соцсетях
|
Похожие материалы