Свежий выброс пепла вулкана Эйяфьятлайокудль, начавшийся 5 мая, вновь обусловил нарастающий транспортный коллапс в Европе. Причиной тому, как и в первый раз, является возможное негативное влияние вулканического пепла на двигатели и обшивку самолета, что может привести к возникновению аварийной ситуации. Дело в том, что уже создан прецедент, который едва не привел к печальным последствиям. В 1982 году лайнер Boeing 747 компании British Airways Flight, выполнявший рейс Куала-Лумпур – Перт, вошел в облако пепла возле вулкана Галунггунг (Индонезия), вскоре после этого пилоты заметили огни святого Эльма.
В облаке пепла
Как выяснилось, они возникли из-за повышенного электрического разряда, накопленного частицами вулканического пепла. Салон самолета
заполнили пыль и запах серы, и через некоторое время все четыре двигателя самолета остановились и лайнер начал снижение. Вскоре экипажу удалось восстановить работу трех двигателей, и самолет благополучно приземлился. Причиной неработоспособности четвертого двигателя был непрекращающийся помпаж – срывной режим работы двигателя, который проявлялся нарушением газодинамической устойчивости его работы, хлопками, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая в итоге привела к разрушению.
Данное происшествие заставило Международную Ассоциацию Воздушного Транспорта пересмотреть требования к безопасности полетов, результаты которых мы сегодня и можем наблюдать в аэропортах многих европейских стран. По мнению экспертов, вулканический пепел, состоящий из мельчайших твердых каменных частиц, представляет значительную опасность для двигателя самолета. По причине незначительных размеров, радиолокационные системы самолета не могут распознать приближение облака, и только запах серы и электрические разряды в воздухе могут косвенно свидетельствовать о вхождении в область повышенной опасности.
«Работа» пепла
При попадании в двигатель самолета, пепел создает условия для возникновения огня, а также происходит плавление частиц, в результате чего их остатки забивают двигатели и препятствуют циркуляции воздуха в двигателе, что может привести к его остановке. Эксперты подчеркивают, что плавление частиц возможно при достаточно высоких температурах на входе двигателя. Между тем, в Европе уже сомневаются в целесообразности отмены полетов - пробные рейсы аэробусов в зоне распространения пепла завершились благополучно. Поэтому вероятен пересмотр допустимых концентраций пепла в воздухе, которые могут быть опасны для полетов.