Самосвал представляет собой такой автомобиль, который сам может выгрузить всё, что находится в его кузове, с помощью гидравлического механизма, или механического действия. В наше время, на автомобилях чаще устанавливаются гидравлические системы. В мире существует очень редкий самосвал с использованием телескопических подъёмников. У них во время выгрузки, автомобиль наклоняется весь.
Самосвалы можно классифицировать по способу выгрузки.
Она бывает принудительного характера или наклонная. Также, есть как боковая выгрузка, так и задняя.
Какой тип кузова? Различают – съезжающую платформу, платформу съезжающий бункер, или бункер.
Способ разгрузки может быть универсальным, т.е. на все четыре стороны, двусторонняя, боковая или задняя.
Обычный грузовой автомобиль имеет жёстко зафиксированную грузовую платформу и его грузоподъёмность намного выше, чем у самосвала. Поэтому самосвал по грузоподъёмности уступает грузовику. Но он обладает быстрой разгрузкой и возможностью транспортировать сыпучие грузы за счёт более высоких бортов, чем у грузовика.
Среди известных нам самосвалов, популярностью пользуются следующие виды: ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, КРАЗ.
Самый популярный самосвал ЗИЛ, который предназначен для наших дорог. Эти модели выпускают множество производителей грузового транспорта. Зачастую, их выпуск бывает малотонным. Этот вид самосвала используют для вспомогательных или мелких работ. Применяется ЗИЛ в коммунальном хозяйстве, строительстве, сельском хозяйстве, и т.д.
Обычно. этот самосвал представляет собой грузовую платформу с кузовом, которая имеет от 2-х до четырёх осей. Его грузоподъёмность не более 40 тонн.
Существуют самосвалы, которые работают под землёй. Их называют подземными. Они используются для вывоза взорванной породы при строительстве тоннеля или шахты.
Также, есть маневренный и быстрый тип самосвала – это сочленённый. Его название происходит от того, что он имеет сочлененную раму с шарнирным механизмом. Его используют, добывая полезные ископаемые в трудных условиях. Где требуется очень высокая маневренность и там, где никакой транспорт больше не пройдёт. В наше время производители таких самосвалов устанавливают в их конструкцию блокиратор межосевой, который позволяет в труднодоступном месте работать сразу всем осям и колёсам. Это повышает его производительность.
Ещё одна разновидность самосвалов это - карьерный самосвал, а иначе их называют внедорожным.
Такая техника имеет очень большой вес и громадные габариты. Её запрещено использовать на дорогах общего назначения. Очень крупные модели таких самосвалов перевозят в разобранном виде. Их перевозят железной дорогой или грузовиками, у которых имеется фиксированная грузовая платформа. После перевозки их собирают на месте назначения. Распространённая модель карьерного самосвала это – двухосная. Карьерные самосвалы бывают полноприводные, либо с задним приводом. Чаще производят эту модель с задним приводом. Разгрузка тоже задняя.
В современном мире самосвалы изготавливают с силовой гибридной установкой. На шасси такого самосвала устанавливают высоко мощный дизельный мотор, питающийся от огромного генератора.
Тормозная система в современных самосвалах тоже гибридная. При помощи гидравлической системы и электромоторов, которые называются тяговыми, приводится торможение. При торможении вырабатывается ток.
В наше время, над разработкой и изготовлением грузовых самосвалов трудятся около 20 компаний. Более 90% этого рынка приходится на самосвалы, у которых грузоподъёмность доходит до 40 тонн.