При блочной разработке массив грунта разрезают баровыми или дискофрезерными машинами на отдельные блоки, которые извлекают и транспортируют экскаваторами, тягачами, лебедками или автокранами. Сегодня использование автокранов в строительстве позволяет осуществлять целый ряд строительных работ по транспортировке и перемещению грузов без использования каких-либо дополнительных механизмов и устройств. Устойчивость автокрана обеспечивает собственный вес машины.
На открытых незастроенных участках применяют взрывной метод рыхления грунтов. Для этого в зависимости от требуемой глубины рыхления применяют шпуровой, скважинный или щелевой способы установки зарядов ВВ. Разрыхленный грунт убирают бульдозером или экскаватором.
Траншеи в грунтах, используемых по принципу I, отрывают роторными экскаваторами или баровыми машинами. После отрывки котлованов и траншей на проектную глубину дно выравнивают, случайные переборы грунта заполняют средне- или крупнозернистым песком с тщательным уплотнением. На влажных глинистых грунтах устраивают подготовку толщиной 10...20 см из крупнозернистого песка, гравия или щебня, разравнивая ее без уплотнения.
Обратную засыпку проводят, выполняя следующие требования: при засыпке пазух внутри зданий применение мерзлого грунта не допускается; наличие снега и льда в засыпаемом грунте не допускается; укладка грунта во время снегопадов и метелей должна прекращаться; количество мерзлых комьев в грунте, используемом для засыпки пазух снаружи здания, должно быть не более 15% общего объема засыпки; уплотнение грунта следует вести тяжелыми трамбовками.
В грунтах, используемых по принципу I, обратную засыпку можно вести сыпучемерзлым грунтом послойно, пересыпая песком, с полным водонасыщением слоев грунта и промораживанием каждого слоя.