Зубчатые колеса и шестерни в результате эксплуатации могут иметь следующие дефекты: износ зубьев по толщине и длине; усталостное разрушение поверхностей зуба в виде раковин и выкрашивания; поломка зубьев; износ отверстия и шпоночного паза в отверстии ступицы; трещины в ободе или в ступице.
При износе зубьев по толщине до 10-12% зубчатое колесо обычно не выбраковывается. Ремонт зубчатого колеса состоит в зачистке поверхностей зубьев от наплывов, образовавшихся в результате смятия металла, и удалении заусенцев. Если позволяет конструкция передачи, то при износе зубьев на 10-15% колесо можно повернуть так, чтобы зубья в зацеплении работали изношенной стороной. Колеса переворачивают также при износе зубьев у торцевой части со стороны включения. Используя этот способ, приходится выполнять дополнительную обработку этой детали, заключающуюся в механической обработке - срезании части ступицы и приваривании с другого торца недостающей части. Порадовали быстрая доставка и демократичные цены!
Зубья, достигшие предельного износа, восстанавливают способами наплавки замены зубчатого венца. Наплавку зубьев применяют при ремонте зубчатых колес для тихоходных зубчатых передач модуля 12 мм и более. Для уменьшения коробления колеса, поочередно наплавляют противоположно расположенные зубья и погружают колесо в ванну с водой так, чтобы над поверхностью воды была только часть обода с наплавленным зубом. После наплавки зубья строгают и шлифуют.
В случае износа или повреждения зубьев одного из венцов блока шестерен эти зубья срезают. На образовавшуюся шейку напрессовывают кольцевую заготовку, приварив ее сплошным швом по торцевой поверхности. Затем заготовку обрабатывают точением на токарном станке до получения нужных размеров, а затем на зубофрезерном станке нарезают зубья, шевингуют их поверхности и подвергают термической обработке.
Если изношенный блок шестерен или зубчатое колесо были термически обработаны, то перед их восстановлением деталь предварительно отжигают. Удаление изношенного венца возможно также анодно-механической обработкой.
Износ шлиц в отверстии зубчатого колеса компенсируют наплавкой металла дуговой сварной, после чего подрезают торцы ступицы, растачивают отверстие и долбят новые шлицы. У чугунных колес шлицы и изношенные зубья не восстанавливают.
При поломке зубьев в ответственных передачах, испытывающих значительные нагрузки, зубчатые колеса и шестерни заменяются новыми, а сломанные детали выбраковываются. В ответственных передачах зубчатые колеса и шестерни с трещинами на ободе, ступице или зубе также заменяются на новые. В неответственных передачах несквозные трещины в стальных колеса заваривают либо скрепляют двумя накладками, закрепляемыми на колесе с помощью резьбового крепления или сварки с венцом. Если позволяет конструкция детали, то на ступицу напрессовывают стальной бандаж, предварительно нагретый до 350-450°C.
Изучая ремонтное производство, всегда можно обратиться за помощью к преподавателю или репетитору.