Что подразумевается под определением "творческие способности", либо же "креативность"? Это понятие имеет латинское происхождение – лат. "Creatio" – творение. В понимании известного психолога Э.Фромма, креативность является способностью к познанию, а также возможностью удивляться, умением выходить из нестандартных ситуаций, это такая себе нацеленность на открытие чего-то нового.
Младший школьный возраст следует отнести к наиболее ответственному этапу школьного детства. Достаточно высокая сензитивность данного возрастного периода способна определить огромные потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Этот возраст определен важным обстоятельством - поступлением чада в школу. Незнакомая до сих пор социальная ситуация усложняет условия жизни ребенка, следовательно, выступает как стрессогенная.
Основные достижения данного этапа зависят от характера учебной деятельности и, как уже упоминалось выше, являются в подавляющей степени определяющими для всех последующих лет обучения: уже ближе к завершению этапа младшего школьного возраста ребенок должен иметь желание учиться, уметь это делать и, безусловно, верить в себя, в то, что он способен на многое.
Творческие способности могут проявлять себя в разном возрасте (начиная с детского, подросткового, юношеского и заканчивая взрослым, зрелым), то есть исключением не является дошкольное детство. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылки для дальнейшего творческого обучения и творческого развития.
Исходя из всего вышеперечисленного, развитие нестандартного мышления ученика имеет принципиальное значение для дальнейшего его обучения и жизни. Развитие нестандартного мышления у младших школьников в период учебного процесса предполагает наличие уникальных способностей, определенных мотивов, а также знаний и умений, без которых невозможно создать продукт, который бы отличался новизной и оригинальностью.
Изучение упоминаемых свойств личности подчеркнули важность роли воображения, интуиции и иных неосознаваемых компонентов, связанных с умственной активностью, а также потребность личности в самоактуализации, необходимость раскрытия и расширения своих созидательных возможностей. Изучение творчества как процесса базировалось изначально на самоотчетах известных в своей сфере деятелей искусства и науки. Исследования показали, что особая роль уже в давнее время была отведена так называемому "озарению", вдохновению и им, подобным состояниям, изменяющим предварительную работу мысли.
На сегодняшний день начали проводиться апробации и внедрение психодидактического подхода, без применения которого не обойтись, если речь идет о развитии творческих способностей школьников всех возрастов на базе общеобразовательных школ, а также учреждений, где занимаются дополнительным образованием детей. Были разработаны возрастные нормы для каждой методики, вошедшие так же в программу диагностики стандартных школ, позволяющие сравнивать определенные результаты, опираясь на разные методики, учеников с отличающимся уровнем развития и разной успеваемостью.