Статьи Строительство и ремонт Всё для дома Инструменты и оборудование

Развитие техники чтения учеников младших классов

Чтение понимается: как активный процесс, со своими целями, мотивами, установками, ценностными ориентациями; как процесс понимания информации текста во всем многообразии фактов, языковых средств и вызванных ими переживаний; как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности, которая выходит за пределы языковых функций. Процесс воспитания читателя понимается: во-первых, как формирование ценностного отношения к чтению, формирование соответствующего образа жизни; во-вторых, как практика информационной коммуникации и расширения познавательных интересов и возможностей личности; в-третьих, как развитие соответствующих психомоторных привычек, то есть развитие техники чтения.


В процессе воспитания читателя должен быть исключенный неправильный психомоторный опыт и, тем самым, возможность формирования привычек, которые тормозят усовершенствование чтения (артикуляции, регрессии глаз и др.). Например, трактовка образа Обломова в литературной критике довольно однообразна, но некоторые ученики пишут оригинальные сочинения, описывая этот образ по-своему. Реализация изложенного подхода означает, что уже на ранних этапах работы с ребенком деятельность должна быть полноценной в социальном плане, то есть выполнять свою социально-заданную функцию и побуждать соответствующей мотивацией.


Развитие чтения действительно нельзя представить без опоры на развитие у ребенка устной речи. Но что такая устная речь? Еще более ранняя система умственных действий — способность понимать услышанную речь, практически не задействованная традиционной методикой.


Очень важной при этом есть доминантное присутствие взрослого. Даже, если взрослый не прилагает усилия для воспитания, его роль есть активной. Взрослый принимает участие в деятельности ребенка как личность, партнер, как эксперт и инструктор. При участии взрослого воспроизведения звукового образа слова как отдельного действия становится лишним. Вместо него на основе полноценного понимания разворачивается действие — отождествление звукового и графического образов слова, которое значительно легче осуществляется. Это действие не «съедает» все усилия ребенка без остатка. Практически такой прием легко осуществляется и часто встречается в домашних средствах обучения: взрослый читает вслух, а ребенок следит за книгой.


Используя развитый слуховой канал восприятия информации, которая обеспечивается взрослым, мы словно извлекаем из процесса начального чтения все трудности, связанные с озвучиванием текста, а также с пониманием информации, поскольку опираемся на уже сформированные невольные процессы понимания устного сообщения. Проследим шаг за шагом опосредствованное формирование инструментальных компонентов чтения, которое происходит «за кадром» основных событий урока, которые разворачиваются в содержании произведения. Это якобы второй план того, что происходит, он присутствующий лишь в замыслах учителя, а дети полностью погружены в процесс восприятия и переживание художественного или информационного материала. Первый шаг к овладению чтения — это ознакомления с буквами. Здесь автоматизируется действие идентификации звука, буквы и их артикуляционной модели.


Развитие чтения — это уроки русского языка и конечно регулярное написание сочинений по литературе 8 класс и создание интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учениками устного речи к пониманию письменного.


В нашем варианте идентификация буквы и звука заданные сначала — учитель, предъявляя графический образ, сам же его озвучивает, провоцируя тем самым у ребенка невольный языковый акт. По мере того, как связок между графическим знаком и его фонетическим эквивалентом становится невольным, формируется понимания принципов вокализации. Этот этап, конечно, не занимает больше чем 10 дней, при этом весь буквенный материал предлагается детям сразу. Кубики, карточки, магнитные азбуки игры с кубиками и буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из литер, вырезывание букв со старых газет и журналов и оперирования с ними, аппликации, лепка слов из пластилина, «печатание» и другие приемы работы.



1887 просмотров
Поделиться в социальных сетях
Подписаться на группу ВКонтакте



Комментарии к статье Развитие техники чтения учеников младших классов