Как правило, полноростовые турникеты представляют собой конструкцию их стальной рамы, с дополнительной системой ограждения и вращающейся центральной колонной. Модификации полноростовых турникетов отличаются друг от друга как функционально, так и конструктивно. Существуют современные турникеты, которые имеют один или два прохода и несколько преграждающих лопастей. В их конструкции как прямые, так и закругленные штанги полностью изготавливаются из полированной нержавейки. Некоторые модели оснащены дополнительно крышей, освещением и дренажом.
Продукция многих производителей имеет стеклянные боковые панели и преграждающие элементы из прочного пластика. Специальная модель турникета может одновременно пропускать человека и контролировать провоз велосипеда. Это становится возможным благодаря индукционным петлям, которые устанавливаются в асфальт. Они определяют автоматически – проходит человек с велосипедом или без него. Более того, некоторые модели турникетов имеют интегрированную дверь. Эта деталь дает возможность провести через турникет тележку или организовать эвакуацию персонала.
В зависимости от типа привода, турникеты разделяют на: механические; электромеханические; оснащенные серводвигателем.
Как правило, механические турникеты устанавливаются на выходе с объекта. Они обеспечивают односторонний проход, т.е. позволяют беспрепятственно входить на территорию, но не допускают бесконтрольного проникновения.
Электронные турникеты в стандартных позициях отличаются специальным механизмом блокировки. Проходящий через них должен самостоятельно прокручивать лопасти. Но бывают также автоматические модели, их можно встретить в московском метро.
Турникеты, которые оснащены сервоприводом, в своей конструкции имеют мотор. Именно благодаря мотору, (после первичного воздействия и поступления разрешения на проход) осуществляется автоматическое поворачивание лопасти.
Все турникеты действуют примерно по одному принципу. Проходящий должен поднести к устройству карточку, если она действительна, турникет автоматически открывается. В том случае, когда встроенный двигатель отсутствует, турникет поворачивается вручную. Если турникет оснащен встроенным двигателем, то он, после получения сигнала от системы управления и воздействия пользователя, инициализирует движения человека автоматически.