Московский художественный театр
Московский художественный театр. Это первый театр, который стал общедоступным, то есть на него могла попасть любая публика, а не только те, кто в состоянии заплатить. По крайней мере, именно последние имели возможность посещать Большой Малый театр. Так что Художественныйсразу заявил о себе как о свободном театре со своей культурой. Так оно и было, ибо Станиславский как раз в то время начинал разрабатывать свою актёрскую систему.
Для того, чтобы в МХТ было интересно ходить и было что посмотреть, решено было привлечь новых молодых авторов того времени. И вот вскоре появились пьесы Максима Горького и Антона Чехова. Последний стал самым знаковым для Художественного человеком. Все написанные Антоном Павловичем Чеховым пьесы игрались в МХТ. А его «Чайка» стала символом театра и теперь на главном занавесе красуется эта птица. Чехов действительно писал все пьесы по просьбе Станиславского, мало того, у Художественного было эксклюзивное право играть его пьесы, более они не игрались нигде.
Что касается сотрудничества с Горьким, то тут тоже был составлен договор о том, что пьесы будут играться только в МХТ. И вот горьковская пьеса «На дне» вызвала небывалый шум. Впервые в истории русского искусства со сцены заговорили русским языком о проблемах реальности. Впервые актёры не играли, а проживали свои роли. Это были работы, которые трудно сравнить с той помпезно-декламирующей театральщины. Даже Малый слегка померк после такого блестящего начала Московского Художественного.
Станиславский до конца своих дней совершенствовал свою систему актёрского и режиссёрского мастерства. И это надо ещё учитывать, что профессионалом его назвать трудно. Он пришёл в театр с любительской сцены, не имея никакого специального образования. И создал такой монолит! Но проходят годы… Ушёл из жизни Чехов, потом и Горький, ушёл и Станиславский.
Попытка второго возрождения МХТ была предпринята Олегом Ефремовым в середине 20 века. Он так же, как и Станиславский, стал приглашать молодых авторов и стал ставить современные спектакли. Но это не помогло театру, а наоборот ухудшило обстановку вокруг него, и даже был допущен раскол. В итоге стало как бы два Художественных — один им. Чехова, другой имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. Вскоре умирает Ефремов, и МХТ снова оказался на грани гибели и финансовой и физической.
И вот тогда на кресло руководителя МХТ садится Олег Табаков. Этот великий актёр и режиссёр сумел за короткие сроки возродить интерес к театру. Репертуар был прежним: много классики и немного современной драматургии. Иным было другое: в театр стали приглашаться молодые режиссёры и подающие надежды театральных педагогов актёры. При этом Табаков сумел сохранить старый состав, с которым он сам много лет играл на сцене МХТ. Его новаторские дела дали плоды — публика вернулась, и сейчас, сколько бы ни стоил билет, зритель стремиться попасть на спектакли возрождённого Художественного. А спектакли играются разные и противоречивые — от классики до современного поп-арта. Руководство во главе с Табаковым заставляет публику спорить, рассуждать, интересовать и приходить снова и снова в театр, который вот уже более ста лет назад создали два человека — Станиславский и Немирович-Данченко. А театр, не смотря на свой солидный возраст, продолжает жить и радовать своих почитателей своими яркими премьерами, но при этом, не забывая, что надо всё же чтить мировую классику. Правда и классику они играют в весьма провокационном стиле… Кто знает, может так оно и лучше?
2255 просмотров |
Поделиться в соцсетях
|