Морально-этические нормы в семье
У каждого в семье есть обязанность - беречь честь своего рода. В семье высоко ценились письменные памятники, Библия, пересказы, семейные реликвии, портреты родственников и другая информация о жизни предков. Соблюдение народных обычаев, обращение к истории, с Божьей мудростью воспитывали у детей уважение к старшим, учили прислушаться к их советам.
Именно тогда существовали наиболее благоприятные условия для полноценных людских взаимоотношений, поскольку дети в семье общались с людьми двух-трех поколений, которые передавали им многовековой опыт и жизненную мудрость. Общаясь с взрослыми людьми, ребенок вбирал у себя взрослое, ответственное отношение к жизни. Основам взаимоотношений между поколениями было уважение к старшим. Эта черта была главной моральной чертой, нормой поведения каждого ребенка.
Но чтобы воспитаться в таком уважении к старшим своего ребенка, необходима иерархия в семье. Сейчас, к сожалению, довольно часто главным человеком в семье есть ребенок. В тогдашней семье существовала иерархия: отец, маты, дедушка и бабушка (если старенькие), старшие братья и сестры, ребенок, младшие братья и сестры. У каждого было свое место в этой иерархии. У детей не было никаких привилегий, особых прав, которые бы поднимали их над родителями. Мудрый народ знал: если ребенок привыкнет к тому, что наилучший кусок на столе - ему, наилучшая одежда - ему, то такое отношение к окружающему миру у него сохранится до конца жизни. И вместо того, чтобы повзрослеть в 16-17 лет и зарабатывать себе на жизнь, ребенок будет продолжать требовать помощь от родителей, как будто, так и надо. Не было в семье и постоянного восхищения ребенком, которое только шкодит ее моральному развитию. Выдающийся педагог В. Сухомлинский был убежденным в том, что ребенок, которым постоянно любуются, не понимает понятий «можно нельзя», «надо не надо». Не знает своей обязанности перед родителями, не хочет работать, потому что не замечает людей, не ощущает сердцем свои желания, нужды. Ему кажется, что она приносит счастье всем лишь тем, что существует.
Дети - маленькие взрослые. Известный педагог Симон Львович Соловейчик в своей книге «Эффи Брист» писал: «Первая цель воспитания состоит в самостоятельности. Чтобы от взрослых детей была радость, они должны быть полностью независимыми от нас материально - и целиком связанными с нами душевно». Почему же наши предки могли воспитаться у детей самостоятельность и человечность, успешно подготовить их к жизни, а нам это сделать сложнее? Наверное, наша ошибка заключается в том, что ожидание результатов воспитания расходятся с нашим семейным бытом. Мы ожидаем от взрослых детей того, чего им не дали.
В чем же состоит секрет формирования взрослой, социально зрелой личности? Проведем психолого-педагогический анализ. От момента рождения своих чад современные родители большей частью нацеливают себя на то, чтобы для них работать вся жизнь. Поэтому сейчас дети привыкли быть детьми. Понятно, чтобы человек становился взрослой, недостаточно лишь ее физического взросления. А в тогдашних семьях рождения ребенка родители воспринимали как рождения своего помощника, работника. В семье сознательно создавали такие условия, что сызмала ребенок привыкал к мысли,- что в жизни нужно надеяться лишь на собственные силы. На нее смотрели как на маленького взрослого.
В семьях никто не представлял своей жизни без работы: дети помогали родителям, родители в своей работе не могли обойтись без детей. Поэтому, как только дитя научилось нести своей ложкой от тарелки до рта, его привлекали к посильной домашней работе. Родители принимали детей в свою взрослую жизнь и совместно работали. Работа содействовала взрослению ребенка. Есть такое выражение: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, сделай со мной - и я научусь». Итак, продолжая этот разговор, можно сделать вывод, что благодаря общей трудовой деятельности взрослых и детей в семье происходило передача жизненного опыта. Это было сотрудничество - эффективный принцип педагогического взаимодействия, который все сейчас чему-то называют новым.
Социально зрелым можно считать того ребенка, у которого развиты чувства. Как объяснить процесс развития чувств в семье с точки зрения психологии? Развитие чувств начинается из того, что человек должен сначала пережить какие то события. Итак, ребенок привыкал жить заботами и повседневной бескорыстной работой, жил не только своими проблемами, а по-своему, младенчески проникался проблемами по хозяйству, охранял меньших детей в семье, то есть отдавал частичку своего сердца, близким и работе. Он ощущал, что в семье нуждаются в его помощи, что он приносит кому-то пользу. Это ребенка трогало, приносило ему удовлетворение и вызвало радость. Радость засекалась в эмоциональной памяти ребенка. Дальше происходило осмысление, и как результат - собственные убеждения.
8221 просмотр |
Поделиться в соцсетях
|