В учебном пособии раскрыта связь между строением и свойствами материалов, описаны процессы их структурообразования; изложены основы теории сплавов, термической обработки; приведены особенности строения и свойств сталей, чугунов, цветных металлов и их сплавов, композитов.
Изложение информации в программированной форме позволяет активизировать самостоятельное усвоение материала студентами при работе с пособием. Во втором издании (1-е — 1976 г., изд-во «Валгус», Таллин) сделаны уточнения в соответствии с новыми стандартами.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное пособие является вторым изданием учебного пособия по теоретическому курсу материаловедения. Как и в предшествующих изданиях, при разработке методики обучения автор опирался на современные достижения психологии, педагогики и теории управления. Установлено, что суть усвоения знаний студенты видят в заучивании учебной информации из конспектов лекций или других источников информации. Однако на таком уровне «усвоенные» знания (понятия) не могут быть руководством в практической деятельности специалиста. При формировании понятия методом его запоминания не происходит осмысливания слов, которыми выражается понятие. За словами не возникают образы предмета, обозначаемого словом. Отсутствие за словами образов делает невозможным мышление. Другим недостатком в учёбе студентов является их незнание правил формальной логики и категориального аппарата диалектической логики, без чего мыслить невозможно. Причина в том, что в предметах, изучаемых в школе, отсутствует логика. Поэтому в целях подготовки мыслящего специалиста в пособии разъясняется, какими логическими приемами достигается познание изучаемого материала. Показано, как, используя категориальный аппарат диалектической логики, человек мысленно в состоянии воспроизвести явления, происходящие в изучаемой системе. Большое внимание уделяется выработке умения мысленного конструирования при этом схем и моделей. В этом главное отличие этого пособия по сравнению с прежде изданными и по сравнению с учебниками других авторов. При проработке материала по данному пособию автор в максимальной степени надеется на сознательное воспроизводство формулы познания: ощущение - восприятие - представление - суждение - умозаключение. Оптимальные мыслительные действия, приводящие к приобретению знаний на сознательном уровне, могут быть руководством в производственной деятельности специалиста. Умение студентов думать (особенно диалектически мыслить) способствует формированию материалистического мировоззрения, что необходимо человеку в процессе всей его жизнедеятельности. Особое внимание в данном курсе уделяется сознательному усвоению базовых знаний. Глубокое усвоение базовых знаний при изучении остального материала разгружает память студентов и развивает их мыслительные способности. Основная цель изучения материаловедения по данному пособию — выработать научно обоснованные навыки по выбору оптимального материала для деталей машин и рациональной их упрочняющей обработки. Это находится в соответствии с требованиями развития экономики страны в условиях перестройки, так как недостатки машиностроительной продукции в значительной степени обусловлены неправильным решением специалистами-машиностроителями материаловедческих проблем.